Нолан Бушнел

Атари и Нолан Бушнел

Нолан Бушнел
Нолан Бушнел

В 1943 году родился основатель компании Атари Нолан Бушнелл. Его семья относилась к мормонам, в ней ценился и сильно уважался труд, но, несмотря на это, Нолан с самых ранних лет проявлял необычный интерес к азартным играм и рисковым ситуациям. Именно эта черта его жизни помогла ему достичь определенных успехов в жизни, но также именно из-за нее он потерпел много неудач. В юном возрасте Нолан умудрился проиграть все деньги, которые его родители откладывали на обучение, поэтому отец заявил, что раз он сам во всем виноват, то ему придется сразу пойти на работу. Выбора у Бушнелла не было, ему пришлось работать на в местах, где не требовали высокой квалификации. Одна из таких работ представляла из себя место смотрителя в развлекательном парке, такая работа для Нолана оказалась полезной, ведь с ее помощью он смог лучше узнать психологию посетителей развлекательных заведений. Спустя некоторое время Бушнеллу удалось подкопить средств и поступить в университет штата Юта. Учился он на факультете электроники, отличником его сложно было назвать, но его сильно заинтересовал один предмет – компьютерная графика. На этом курсе преподаватели демонстрировали компьютерные игры, которые были невероятно простыми, можно даже сказать, что Нолан Бушнелл влюбился в это развлечение, созданное высокими технологиями.

Сразу после окончания учебы Нолан начал искать всевозможные способы по реализации своей мечты – представить компьютерные игры всему миру. Карьера его на тот момент не была слишком успешной, вначале он хотел устроиться в студию Уолта Диснея, но его туда не приняли, поэтому ему пришлось довольствоваться невысокой должностью в компании Ampex Corporation, которая производила и продавала магнитофоны.

Ampex corporation
Ampex corporation

Несмотря на мелкие неудачи, Нолан не унывал, даже наоборот, у него еще больше разгоралось желание испытать свои силы в одиночку. Попытки прицениться к компьютерам того времени и создать игровое устройство потерпели неудачу, ведь ЭВМ тех времен были слишком дорогими и громоздкими.

Перемены пришли в 1970 году, когда на рынке появились интегральные схемы и микропроцессоры, благодаря им, цена на компактный компьютер стала более-менее разумной. Такой шанс Бушнелл не мог пропустить, он увольняется из Ampex и идет работать в компанию Nutting Associates, которая на тот момент занималась продажей компьютерных игр. Бушнелл предложил компании личную разработку, которую вынашивал еще с лет учебы – Computer Space.

Computer Space
Computer Space

Игра некоторое время продавалась, но со временем стало понятно – ожидаемой популярности не будет, все потому, что она оказалась слишком сложной, и рядовой начинающий пользователь просто не понимал концепцию этого развлечения. В этот момент Бушнеллу стало понятно, что игры такого типа не станут популярны, обычным людям нужна невероятно простая игра, которая будет легко восприниматься человеком.

Теперь у Нолана была идея создать и выпустить гоночный симулятор, но неизвестно, что бы из него могло получиться, ведь Бушнелл случайно попал на презентацию новой игровой консоли Magnavox Odyssey, ее разработчики показывали простейшей симулятор тенниса, вот тут-то Нолан понял – именно этого простые пользователи и ожидают. Он решает уволиться из Nutting Associates, это несмотря на то, что ему предлагали не только обычное повышение, но и стать одним из совладельцев компании. После ухода, Нолан создает собственную компанию под названием Syzygy – это космическая ситуация, во время которой три небесных тела становятся на одну прямую. Но прижиться название не смогло, все из-за того, что оно также принадлежит одному из свечных заводов. Поскольку Нолан хотел избежать всевозможных правовых разбирательств, то он решил сменить название, и переименовал компанию, дав ей название, которое походит из термина китайской игры го, обозначающее нападение на фишки противника.
Таким образом, в 1972 году начала свое существование компания Atari.

Первая игра, которую разработал Бушнелл, была невероятно простой: игроку предстояло с помощью ракетки отражать теннисный мячик, который летает по экрану, данная игра получила название Pong.

В игре также велся счет, игроку начислялись очки за непопадание по мячику. У Нолана не было грандиозных планов на свою разработку, он хотел ее продать другим произвдителям игр, но все они отказывались, мотивирую это тем, что эта игра не будет интересна для пользователя. Такие слова породили много сомнений у Нолана, поэтому он решил испытать свое творение. Бушнелл собирает игровой автомат и устанавливает на него игру Pong, сам автомат он помещает в баре Энди Кэпс, который находится в городе Саннивейл, здесь же размещен офис его компании, также он назначает символическую цену за сеанс игры – 25 центов.

Atari pong
Atari pong

Хозяин заведения уже через пару дней позвонил Бушнеллу и попросил, чтобы тот забрал игровой автомат, якобы он сломался и только раздражает гостей. Нолану ничего не оставлялось делать как поехать и посмотреть в чем дело. Прибыв на место, он занялся ремонтом игрового автомата, но после вскрытия корпуса он не обнаружил никаких неисправностей, только после попытки вскрыть резервуар для монет, ему стала понятна суть проблемы. В емкости, которая была рассчитана на 300 четвертаков, было 1200, причиной поломки оказалась неожиданная популярность игрового автомата. Тут Бушнелл понял, что это золотая жила, он сразу же прекращает искать покупателей для своей игры и пытается производить ее своими силами. Но тут он сразу сталкивается с главной проблемой – нехваткой денег для производства. Нолан чудом уговаривает Велс Фарго Банк, что его идея имеет большие перспективы и банк дает ему кредит в размере 50 тысяч долларов. После закупки всех деталей и необходимых производительных мощностей, Бушнелл приступил к производству игровых автоматов Pong. Первые партии начали устанавливать в различных барах и салонах, произошло это в ноябре 1972 года.

На тот момент Pong обрела огромную популярность и стала первой игрой, которая с нуля создала рынок видеоигр. В 1973 году прибыль Atari составила 3 миллиона долларов, 1974 – 10 миллионов. Под конец 1974 года по всей Америке было установлено около 8000 игровых автоматов. Останавливаться на достигнутом Нолан не хотел, он занимался расширением своего творения, за два года были выпущены новые игры – Grand Track, Space Race и Touch Me. Также он усовершенствовал и уже существующую игру Pong, выпустив Super Pong и Quadra Pong. Еще в планах Нолана было создать портативную версию игры Pong, которая могла бы подключаться к телевизору. Но для реализации таких планов требовалось большое количество денег, которых не было, поскольку быстрорастущая компания Atari практически пожирала всю наличность. Бушнеллу какое-то время удавалось справляться с финансовыми проблемами, задерживая зарплату работникам, но в 1976 году стало понятно – компании необходимы денежные вливания.

Стоит отметить, что Atari в то время была довольно странным местом для работы, ведь даже для Стива Джобса эта наемная работа стала одновременно первой и последней. Если мягко выражаться, то на рабочем месте всегда царил свободный дух, почти все работники были байкерами или длинноволосыми хиппи. Ограничения по алкоголю на рабочем месте не было, большинство работников любили побаловать себя наркотиками. О рабочем распорядке речь и близко не шла, а когда выходила новая игра, то сами работники иногда ею так увлекались, что производственные мощности просто стояли дни напролет. Со временем сам Нолан признался, что даже он не понимал, как ему удается удерживать весь этот беспредел таким образом, чтобы производство игровых автоматов продолжалось. Есть также одна легенда, которая гласит, что однажды инвесторы прибыли в цех по производству автоматов, тогда Бушнеллу пришлось просто прятать своих работников во всевозможные места – пустые контейнеры и коробки. Ведь если бы инвесторы увидели такую картину, то они бы сразу отказались от любых инвестиций, а доверие к компании было бы навсегда потеряно. Как бы странно это не звучало, но именно благодаря такой ситуации, Бушнелл и удерживал компанию на плаву, ведь работников такая мелочь, как маленькая зарплата или ее задержки, мало волновала, они просто приходили на рабочее место, чтобы провести время с себе подобными.

В 1976 году настало время Х, компании нужна была срочная денежная помощь, ведь она просто не справлялась с собственным ростом. Ее капитализация составляла около 40 миллионов долларов, а перспективы у компании были просто отличные. Портативная версия игры Pong имела большую популярность и хорошо продавалась. В связи с этим, Нолан хотел выпустить новую консоль, которая поддерживала бы несколько картриджей, владельцы консолей могли бы ими обмениваться. Идея воплотилась в реальность в 1977 году, новая игровая приставка получила название Atari VCS (Video Computer System). Именно она стала тем толчком к будущим игровым приставкам NES и Sega Mega Drive. Все сводилось к тому, что пора из компании делать серьезное предприятие.

Но в этот момент случилось именно то, что случается со всеми людьми как Нолан Бушнелл – потеря интереса. Бывалая новизна в работе с игровыми автоматами, которая приносила риск, превратилась в рутину, поэтому Нолан решает продать свою компанию.

Рекламный ролик Atari 2600

В 1976 году компанию Атари купила Warner Communications, заплатив за нее 28 миллионов долларов, но с условием, что в компанию будет инвестировано 100 млн. Нолан получил в свои руки половину суммы от продажи (14 млн.), сделкой он был доволен. С такими деньгами для Нолана были открыты возможности для новых приключений и риска, которые он так любил. Бушнелла даже оставили в совете директоров Атари, но долго он эту должность не занимал, в 1978 году новые владельцы уволили его и он оказался полностью непричастным к когда-то созданной им компании. Также ходят слухи, что первый чек на 1 млн. долларов был потерян Ноланом во время отмечания заключенной сделки. По этому поводу Бушнелл ничуть не расстроился, ведь мало что может расстроить человека, который относится к жизни, как к захватывающей игре.

Теперь Нолану были открыты все возможности для новых экспериментов. В первую очередь он создал сеть ресторанов Pizza Time Theatre, во всей сети этих ресторанов, во время ожидания своего заказа, посетителям предлагали разнообразные развлечения.

Pizza Time Theatre
Pizza Time Theatre

К таким развлечениям относились видеоигры, игровые площадки для детей и танцы с различными костюмированными персонажами. Такая сеть была весьма прибыльной, в 1983 году насчитывалось 250 заведений. Нолан стал популярным, его имя звучало даже на Уолл-Стрит. Но, из-за того, что Бушнелл практически весь доход от ресторанов вливал в дочерние предприятия, которые были интересны только ему, в том же году сеть обанкротилась и была продана конкурирующей компании. Даже после этой неудачи у Нолана было достаточное количество средств, чтобы заниматься различными интересными проектами. Например, в 1986 году, совместно со Стивом Возняком, который уже успел покинуть Apple, Нолан создал детских роботов NEMO, управлялись они с помощью голосовых команд.

Нолан Бушнел с Роботом
Нолан Бушнел с Роботом

К последним проектам можно отнести uWink Media Bistro – это ресторанный бизнес, который совмещает в себе питание и развлечения. Также есть еще один проект – Little Caesar’s Pizza, здесь акцентировалось внимание на автоматической доставке пищи внутри сети. На данный момент оба проекта успешны и хорошо функционируют.

Теперь стоит рассказать о том, что случилось с Атари после ухода Бушнелла. В 1970 годах Atari была на пике славы, развивалась она необычно быстро, а название почти что олицетворяло видеоигры вообще. Наибольшая прибыль компании была в 1982 году, которая составила целых 2 млрд. долларов. Такое величие долго не продолжалось, в 1983 году начался кризис компьютерных игр, в этот момент компания сильно пошатнулась. Руководители принимали одни неверные решения, в скором времени Атари полностью проиграла войну новому поколению игровых консолей. В 1996 она окончательно закрылась. Что касается прав владения на бренд, то они до сих пор не могут найти своего хозяина и кочуют от одного владельца к другому. Нолан Бушнел вернулся к своим истокам, то есть в 2010 его включили в совет директоров Атари. Но судя по всему, триумфального перелома, как с компанией Apple, здесь не следует ожидать.

В заключение стоит рассказать один эпизод, который произошел с Ноланом в 1975 году. Однажды к Бушнеллу подошел один из работников его компании и попросил взглянуть на одно устройство, для которого ему требовались инвестиции. Сотрудник был уверен, что это устройство сделает как технологический, так и коммерческий прорыв. Нолан уделил немного внимания, оглядел устройство и критически заявил, что он очень даже сомневается, что потенциальным покупателям будет интересен персональный компьютер, при этом сделав намек на то, что будущего у этого девайса нет и вряд ли будет. В этот момент он скорее всего даже не понимал, что похожие слова приходилось слышать ему лично, еще в начале своей карьеры, когда он пытался сделать реальностью собственные идеи.

Стив Джобс его выслушал, но спорить не стал, он забрал свой прототип Apple I и спокойно ушел. Несмотря на критику в свой адрес от известного на тот момент основателя компании Atari, Стив был уверен, что у персонального компьютера есть светлое будущее, именно этой позиции он придерживался в дальнейшем и пытался всему миру доказать свою правоту. На данный момент мы можем с большой уверенностью сказать, что он был прав.

 Хитрость Атари

«Kee Games» — компания, производившая игровые автоматы, действовала с 1973 по 1978 год, из этого периода с 1973 по 1975 официально считалась независимой, несмотря на то, что ее продукция была клонами автоматов «Atari».

История с Kee Games считается одной из самых интересных хитростей в истории видеоигр. По официальной версии компания была основана Джо Кинаном и называлась по имени создателя — «Joe Keenan». Джо Кинан был другом Нолана Бушнелла — основателя компании «Atari» и самостоятельно занимался разработкой игровых автоматов: в новую фирму перешли на работу несколько программистов, инженеров и менеджеров из «Atari». Практически «Kee Games» с момента своего появления была подразделением компании «Atari». Придуманная Бушнеллом хитрость предназначалась для «обхода» традиционных договоров с дистрибьюторами, по которым разработчику автоматов запрещалось реализовывать свою продукцию одновременно по нескольким каналам. Сама «Atari» продавала свои дорогие игровые автоматы под торговой маркой «Atari»,ну а «Kee Games» занималась продажей точно таких же, но с другим названием и существенно дешевле. С помощью такого приема «Atari» смогла передать «эксклюзивные» права еще двум другим компаниям-дистрибьюторам.

Уловка Бушнелла принесла неожиданные плоды. Во-первых, «Kee Games» смогла разработать свой собственный игровой автомат под названием «Tank», впоследствии эта разработка получила такую популярность, что дистрибьюторы предлагали Джо Кинану работать по контрактам, не содержащим таких жестких ограничений, как контракты с «Atari». Во-вторых, под руководством Кинана дела компании пошли успешно, фирма развивалась и обрастала необходимыми связями. Одновременно с этим у «Atari» стали возникать проблемы: не появлялось новых ярких и успешных игр, снижалась прибыль, у дистрибьюторов пропал интерес к продукции фирмы. Результатом этого стало объявление в декабре 1974 года о «слиянии» компаний под единой торговой маркой «Atari», а к названию «Kee Games» прибавилось упоминание о том, что она — «дочерняя компания в полной собственности корпорации Atari». В объединенной администрации Кинан стал финансовым директором, а Бушнелл — техническим. Впоследствии было продано еще лишь несколько игр под брендом «Kee Games», после 1978 года эта марка более не применялась.